маленькая история большого будущего

Я - ФЕРМЕР
Василий Балданов

"Когда верующий человек идет наперекор всем неблагоприятным ситуациям и обстоятельствам, не боясь поражений, он всегда, рано или поздно, оказывается победителем! Главное, не сомневаться, не сожалеть о совершенном, не соглашаться с собственными страхами и сомнениями. Именно страх мешает человеку быть удачливым и счастливым…

Кто понял это, тот уже на пути к победе! " - Василий Балданов, уроженец с.Борогол

Как всё начиналось

В 2018 г Василий Балданов вернулся в Бурятию и начала обучаться выделке шкур в Иволгинском дацане.
"Когда мы только начинали снимать первые выпуски "Буддийской среды", Хамбо Лама сказал мне: "Сделайте программу про кожмех цех". Но, видимо, тогда я была не готова к этому. И вот сейчас, уже зная всю цепочку проектов Хамбо Ламы: социальные отары - выделка шкурок - пошив изделий из них, - я с легкостью объявила съемочной группе: "Будем снимать кожмех цех", - чем немало всех удивила. Да ведь и правда, мало кто вообще знает о таком подразделении Иволгинского дацана.
В 46-м выпуске программы мы вместе со скорняком кожмех цеха Иволгинского дацана Василием Балдановым поговорим о возрождении традиционного для бурят производства, неразрывно связанного с другими исконными занятиями - овцеводством и шитьем изделий из овчины. " - Алла Намсараева, Руководитель пресс-службы Иволгинского дацана

Весной 2019 года Василий проехался по Баргузинской долине и провел серию мастер-классов по выделке шкур для местных жителей.
В своем духовном завещании потомкам, Соодой лама, во-первых, наказывал хранить буддийское Учение, не поддаваться гневу, сильно не нищать, но и не собирать богатства, и умножать поголовье овец, как основу здорового питания бурят-монгольского народа, народной медицины и экологически чистой продукции, шерсти, овчины.

Процесс выделки делится на несколько этапов.
-отмока
-мездрение
-мойка
-пикелевание
-дубление
-жировка
-разминание
-выравнивание шкуры по площади
-расчёсывание
-шлифовка кожи
-встряхивание
И шкура готова.
Можно уложиться в один день, или в два дня, зависит от вашего свободного времени.
В процессе обработки шкура становится мягкой, эластичной так что не требуются больших физических усилий.
Выделку делаю у себя в бане, дома, и если погода позволяет то шкурю разминаю на улице
.
#выделкашкур
#скорняк
#натуральнаяовчина

Лето-осень 2019 - Хилгана - Борогол

Вместе с моим близким другом, одноклассником получили "социальную отару" В дальнейшем на их основе будут создаваться все новые и новые гурты.
Уже в следующем году мы начинаем раздавать овец Баргузинскому, и Курумканскому району. — Эта овца отличается тем, что она очень неприхотлива. Ещё они выживают в очень суровых условиях. У них выносливость такая большая. Поэтому они очень для нас ценны
Овца — источник всех благ, которые это животное дает нашему народу. И всегда давала. В определенный момент истории мы утратили эту практику. Понимание осталось, и как бы трудно сейчас ни было с возрождением этой отрасли, надо продолжать благое дело. Работаем во благо развития района, и овцеводства в целом.
#социальнаяотара
#хонишон
#борогол
Щенок монгольского банхара
Банхар – одной из пород монгольских собак
С древних времен монголы всегда считали банхара своим верным другом. Как определил ученый А.Осор, монгольская собака повышает производительность труда скотоводов в 3-4 раза. В Монголии любую пастушью собаку называют хоньч нохой (хонь – овца, нохой – собака). Скотоводы-монголы держат на отаре в 4000 голов скота около десятка роскошных монгольских псов.
В словаре монгольского языка слово нохой (собака) имеет 142 значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве и селекции. Больше ни в одном языке мира такого нет. Это говорит о том, что у монголов была богатейшая культура развитого собаководства. О них говорится в легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказках улигеров, в поэмах, в благопожеланиях. Изображения монгольских овчарок встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи.
#монголбанхар #банхар #хотошо
Пастьба
Основной момент прохождения зимы, благополучно.
Овец выгоняем в 8:50 начали выгонять в это время. До этого выгоняли на пастьбу в 9:30-10:00, сейчас с восходом солнца начали выгонять, или можно раньше. Начали выгонять раньше потому что начали замечать что овцы не наедаются, прокол был не только во времени а в том как овцы идут, именно ходьба, мы просто их выпускали, не пасли до середины декабря, если далеко уходили, просто их направление меняли, и тем же быстрым темпом они паслись, и в этом оказывается и была ошибка, ошибка в том что давали свободно ходить, а в день овцы проходят приличное расстояние, и за это время не наедаются.
просто не успевают, в торопях кушают.
И, поэтому мы начали с 8:50 до 14:00 пасти овец, там где трава лучше, уходим от гурты на 5-7 км. Там пасутся пару часов, и в сторону дома направляем, и они не спеша идут домой наедаются. У нас тут разнотравье много видов травы и пытаемся по пути пастись где другой вид трав, и дальше на другую поляну с другой травой.
Мой вывод, или то что я понял: Нельзя овцам много ходить, нужно именно на пастбище их держать, чтобы не ходили туда-сюда, если овца наедается она ведёт себя по другому, особо быстро не идёт, спокойно ходит.
И в это время можно их не пасти из дома с окна смотреть, или с крыши с биноклем приглядывать)))
А думал я по другому, то что свободу им надо, сами знают как пастись и т.д