Моим мастерам – мэтрам российского кино Владимиру Ивановичу Хотиненко, Павлу Константиновичу Финну и Владимиру Алексеевичу Фенченко – очень понравился сценарий, и они лично поддержали его в непростые моменты. Но даже снявший огромное количество фильмов, опытнейший кинорежиссер Хотиненко предостерег меня, сказав: «История хорошая, но очень сложно постановочная». Я и представить себе не могла, насколько.
Местная почва пока не приспособлена к профессиональному кинопроизводству. Никому не объяснишь, что отмена договоренности в последний день перед съемками, или опоздание на несколько часов, равняется срыву смены, которая стоит минимум 100-300 тыс. руб. за один съемочный день на небольших проектах, а на крупных коммерческих проектах до нескольких миллионов. Что авиабилеты группе куплены на фиксированные даты; что актеры выделили именно столько дней из своего плотного графика, и ни днем больше; что аренда камеры уже оплачена и ее не вернуть, и использовать ее можно только это количество дней, а дальше она забронирована другими людьми и съемочными группами. Что остановка в съемочном процессе может стоить целого фильма и потере всех денег в него вложенных.
В Москве и в большом кино такое невозможно, или карается огромными штрафами, судебными исками и исключением из профессии. К сожалению, в Бурятии пока что нет киноиндустрии, как и нет специалистов – вторых режиссеров, гафферов, осветителей и т.д. Как следствие – отсутствие информированности о процессе: люди удивляются, почему нельзя снять всё «одним днем», думают, что съемки можно перенести на другое время или «отпроситься», или заменить утвержденный реквизит на какой-нибудь другой, или вообще обойтись без него.